Андрей Смирнов
Время чтения: ~6 мин.
Просмотров: 0

Как сделать светодиодный индикатор напряжения своими руками: схемы и инструкция

Как пользоваться индикаторной отверткой

Несмотря на простоту конструкции, у каждого вида индикаторной отвертки есть свои правила использования.

Простая индикаторная отвертка

Проверка простой индикаторной отверткой

Для того чтобы при помощи простого тестера определить наличие напряжения в розетке или на определенном участке электрической цепи, необходимо:

  1. Коснуться кончиком жала контакта розетки, участка цепи;
  2. Приложить палец к находящейся в торце приспособления контактной площадке.

О наличии напряжения при этом будет свидетельствовать свечение расположенной внутри корпуса индикатора неоновой лампочки.

Многофункциональная отвертка с автономным источником питания и светодиодным индикатором

Проверка тестером на батарейках

Для того чтобы с помощью такого индикатора определить фазный и нулевой провода, необходимо просто коснуться его жалом контакта розетки. При наличии напряжения на контакте светодиод будет светиться. Прикладывать палец к верхней контактной площадке не нужно.

Важно! Перед тем, как пользоваться такой индикаторной отверткой, необходимо проверить исправность батареек. Для этого к жалу и контактной площадке прикладывают два пальца одной руки (большой и указательный), если питание исправно, светодиод внутри начнет светиться

Многофункциональные индикаторные отвертки с жидкокристаллическими дисплеями

Такие электронные тестеры могут производить проверку наличия напряжения контактным и бесконтактным способами. В первом случае все происходит так же, как и при использовании простого индикатора, с тем только отличием, что вместо контактной площадки нажимается полюсная кнопка с надписью «Direct test». При наличии напряжения на дисплее прибора появится его примерное числовое значение (от 12 до 220В). При бесконтактном способе проверки проводника или участка электрической цепи на наличие в них напряжения жало подносится максимально близко к проверяемой поверхности, на корпусе нажимается полюсная кнопка «Inductance Break-point». Если контакт или участок цепи находится под напряжением, на дисплее тестера будет отображаться значок молнии.

Зачем следить за состоянием аккумулятора?

Автомобильный аккумулятор состоит из шести последовательно соединённых аккумуляторных батарей с напряжением питания 2,1 — 2,16В. В норме АКБ должен выдавать 13 — 13,5В. Нельзя допускать значительного разряда аккумуляторной батареи, поскольку при этом падает плотность и, соответственно, повышается температура промерзания электролита.

Чем выше износ аккумулятора, тем меньшее время он удерживает заряд. В тёплое время года это не критично, а вот зимой забытые во включённом состоянии габаритные огни к моменту возвращения способны полностью «убить» аккумулятор, превратив содержимое в кусок льда.

В таблице можно увидеть температуру промерзания электролита, в зависимости от степени заряженности агрегата.

Критическим считается падение уровня заряда ниже 70%. Все автомобильные электроприборы потребляют не напряжение, а ток. Без нагрузки даже сильно разряженный аккумулятор может показывать нормальное напряжение. Но при низком уровне, во время запуска двигателя, будет отмечаться сильная «просадка» напряжения, что является тревожным сигналом.

Своевременно заметить приближающуюся катастрофу возможно лишь в том случае, когда непосредственно в салоне установлен индикатор. Если во время работы автомобиля он постоянно сигнализирует о разрядке – пора ехать на СТО.

Вольтметр автомобильный на микросхеме LM3914

Это схема автомобильного вольтметра предназначена для контроля напряжения бортовой сети автомобиля в пределах от 10,5В до 15В. В качестве индикатор используются 10 светодиодов.

Основа схемы – интегральная микросхема LM3914. Данная микросхема способна оценить входное напряжение и вывести результат на 10 светодиодов в режиме точка или столбик. Микросхема LM3914 способна работать в широком диапазоне питания (3В…25В). Яркость свечения светодиодов можно выставить при помощи внешнего переменного резистора. Выходы микросхемы совместимы с ТТЛ и КМОП логикой.

Десять светодиодов VD1-VD10 отображают текущее значение напряжения аккумулятора или напряжение бортовой сети автомобиля в режиме точки (вывод 9 не подключен или подключен на минус) или столбика (вывод 9 подключен на плюс питания).

Резистор R4 подключенный между контактами 6,7 и минусом питания задает яркость свечения светодиодов. Резисторы R2 и переменный резистор R1 образует делитель напряжения. При помощи переменного резистора R1 производится настройка верхнего уровня напряжения, а при помощи R3 нижнего.

Как уже было сказано ранее, данный автомобильный вольтметр обеспечивает индикацию от 10,5 до 15 вольт. Калибровка схемы выполняется следующим образом. Подайте на вход схемы вольтметра напряжение 15 вольт от блока питания. Затем изменяя сопротивление резистора R1, необходимо добиться, чтобы зажегся светодиод VD10 (в режиме точка) или все светодиоды VD…VD10 (в режиме столбик).

Затем на вход подайте 10,5 вольт и переменным резистором R3 добейтесь, чтобы горел только светодиод VD1. Теперь увеличивая напряжение с шагом 0,5 вольта, светодиоды один за другим будут загораться, и при напряжении 15 вольт будут гореть все светодиоды. Переключатель SA1 предназначен для переключения между режимами индикации точка/столбик. При замкнутом переключателе SA1 – столбик, при разомкнутом – точка.

Руководство по изготовлению

Собрать схему с использованием светового или звукового индикатора для своего авто можно в домашних условиях. Если у вас есть опыт в электротехнике, то это задача не займет много времени. Но даже если вы никогда прежде не занимались выполнением таких работ, то в этом нет ничего сложного. Главное — это правильно соединить все элементы схемы и подключить их к бортовой сети.

Рассмотрим пример сборки индикатора для определения напряжения аккумулятора авто. Вместо десяти отдельных диодных элементов, которые отмечены на схеме, мы будем использовать цельный индикатор, поскольку он занимает не так много места.

Что понадобится?

Что приготовить перед тем, как приступить к процессу:

  • сама схема, в нашем примере используется LM 3914;
  • диодная планка, рассчитанная на 10 сегментов, можно использовать Kingbright DC-763HWA;
  • блок питания с возможностью регулировки от 10 до 15 вольт;
  • резисторы.

Этапы

Вкратце рассмотрим инструкцию по изготовлению устройства:

  1. В первую очередь, печатную плату необходимо очистить от пыли. Проследите за тем, чтобы этот компонент был чистым, на нем не должно быть следов подгорания, в противном случае это может привести к неработоспособности девайса в будущем.
  2. На готовой к использованию плате необходимо собрать все компоненты в соответствии с приведенной схемой. Для пропайки элементов используйте паяльник с расходными материалами. Все без исключения составляющий части девайса должны быть зафиксированы как можно более прочно. Если крепление резисторов и диодной планки будет слабым, то конструкция со временем может разболтаться в результате вибраций, соответственно, работоспособность девайса будет нарушена.
  3. Для большего удобства и обеспечения более компактной сборки устройства правый резисторный элемент нужно обрезать.
  4. После того, как все составляющие на плате будут установлены, осуществляется настройка системы. Для этого на плату нужно подать напряжение величиной 10.5 вольт и произвести регулировку правого подстроечника. Вам нужно добиться того, чтобы включилась первая диодная полоска на устройстве.
  5. Затем на устройство нужно подать 15-вольтовое напряжение и произвести регулировку девайса таким образом, чтобы начала гореть последняя полоска на плате. Помните о том, что гореть должны не все полоски, а только одна из них.
  6. Далее, вам остается только установить изготовленный девайс в любом удобном для вас месте и подключить его к бортовой сети. В частности, если вы делали девайс для определения заряда АКБ, то лучше будет подключить его на участке цепи, который соединен непосредственно с аккумулятором.
  7. Чтобы удостовериться в том, что устройство функционирует правильно, вам необходимо с помощью мультиметра проверить заряд самой аккумуляторной батареи. После чего сопоставить эти цифры с делением на шкале 10-сегментного индикатора. Если заряд АКБ полный, то должна гореть последняя полоска, если средний — то диодная лампочка посредине индикатора, а если заряд минимальный — то первая лампа.

Плата для сборки устройства

Цена вопроса

Если вы хотите установить в свой автомобиль индикатор напряжения, то можно купить уже готовый цифровой девайс. Стоимость более-менее качественного устройства будет начинаться от 250 рублей. На рынке можно встретить варианты, цена которых составляет 1500 тысячи руб., но такие цифровые девайсы дополнительно оснащаются разными регуляторами, к примеру, температуры в салоне.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации