Андрей Смирнов
Время чтения: ~17 мин.
Просмотров: 1

Как подключить и установить ходовые огни на Рено Логан

Монтаж Прежде

ДХО всего, нужно приобрести набор для подсветки Рено Логана

К тому же, важно нормативные помнить требования по монтажу дневной подсветки. должна Высота быть от 200 до 1300 миллиметров от земли поверхности

Внешний край должен отстоять от края габаритного на 400 миллиметров. Между внутренними должно краями быть расстояние минимум в 600 при (миллиметров габаритной ширине ТС более 1300 противном, в миллиметров случае его можно сократить).

будет Ниже рассматриваться процесс монтажа дневных огней ходовых у Логана без контрольного блока. регламенту Согласно, подсветка не должна работать вместе с поэтому, фарами придется устроить специальный элемент Придется. управления выключать подсветку вручную при фар включении. При старте двигателя они включаться будут автоматически. На эту роль подойдет кнопка любая из магазина радиотехники. Место установки огней ходовых тоже можно выбрать, ориентируясь на удобство собственное. Чаще всего кнопку врезают в консоль центральную (на место кнопки включения кондиционера) рядом или с рычагом открытия багажника.

Реле нельзя подключать без диода

Сначала нужно купить любое 5-контактное реле, рассчитанное на 3-5 Ампер и 14 Вольт (не 12, а именно 14). В его клеммник должен быть впаян диод. Сам клеммник установите внутрь блока предохранителей – пусть конструкция удерживается «на весу».

Монтаж добавочного реле

Отсоедините реле от клеммника. Два из пяти проводов должны «звониться», как диод. Анод этого диода пойдёт на «массу», а катод мы подключим к питанию габаритов.

Что получится в случае ошибки:

  • Допустим, диод будет включён в прямом направлении. Тогда при срабатывании габаритов возникнет короткое замыкание;
  • Если диода не будет в схеме, то быстро окислятся контакты, коммутирующие цепь габаритов. Нам это надо?

Возможно, что диод внутри клеммника отсутствует. Тогда нужно установить новый диод, подключая его параллельно обмотке. Подойдёт деталь из серии 1N4001-1N4007.

Включение через габариты или ближний свет

Второй вариант схемы подключения ДХО предполагает задействовать цепь питания габаритной лампочки. Для этого плюсовой провод от ходовых огней напрямую соединяют с «+» от аккумулятора. В свою очередь, минусовой провод соединяют с «+» габаритного огня, который в данный момент электрически нейтрален. В результате образуется следующий путь протекания тока: от «+» аккумулятора через светодиоды к габариту, а затем через лампочку на корпус, который служит минусом всей цепи. Из-за малого потребления тока (десятки мА) светодиоды начинают светиться, а спираль лампы остаётся погашенной. Если водитель включит габаритные огни, то на плюсе габарита появляется +12 В, потенциалы на проводах ДХО выравниваются и светодиоды гаснут. Схема переходит в штатный режим, то есть ток течёт через лампочки габаритных огней.

В данном схемотехническом решении имеется несколько недостатков:

  • ходовые огни остаются в работе при выключенном двигателе, что противоречит действующим правилам;
  • схема не будет работать, если в габаритах тоже установлены светодиоды;
  • схема не будет корректно работать, если в ДХО размещены мощные SMD светодиоды, номинальный ток которых соизмерим с током лампочки;
  • с целью безопасности необходимо дополнительно устанавливать предохранитель.

Данный способ подключения можно усовершенствовать, соединив плюсовой провод LED-модуля не с «+» аккумулятора, а с «+» замка зажигания, тем самым избавиться от первого недостатка. Некоторые автомобилисты используют схемы включения ходовых огней через лампу ближнего света. То есть при включении ближнего света, ДХО автоматически гаснут, а в остальных случаях работают. Помимо вышеприведенных недостатков, данный способ не соответствует ГОСТу Р 41.48-2004 и ПДД.

Установка ходовых огней на Рено Логан своими руками

ДХО на Рено Логан

Варианты в средней ценовой категории, Sho me, к примеру, интеллектуальным модулем не комплектуются. Разводку придётся делать самостоятельно. После того, как вдоволь наиграемся с настройками, устанавливаем на место козырек приборной панели и кожух рулевой колонки.

К тому же дополнительный слой предохранит от случайного попадания воды. Или можно выбрать другое место размещения контроллера, например, примотав изолентой к жгуту проводов. Некоторые водители предпочитают именно этот способ.

Также понадобится докупать некоторые детали, конкретнее — реле.

Стоят они от до рублей. Для установки требуются минимальные знания электрооборудования транспортного средства. На полках магазинов автомобильных аксессуаров есть и дорогие комплекты.

Их стоимость от рублей. Отличительная черта — наличие интеллектуального модуля. Он контролирует включение и отключение светодиодов.

Renault Logan.Установка,Подключение ДХО от габарит

Установку такого комплекта лучше проводить на специализированной станции техобслуживания. Или можно выбрать другое место размещения контроллера, например, примотав изолентой к жгуту проводов. Длина проводов, идущих в комплекте с контроллером достаточна, однако, в случае необходимости, провода можно удлинить. Сперва скручиваем 2 провода. Ну и наконец изолируем соединение. Я предпочитаю использовать термоусаживающую трубку.

К тому же дополнительный слой предохранит от случайного попадания воды.

Для большей надёжности проводку лучше закреплять стяжками во всех возможных местах. К примеру, от левого фонаря дневной подсветки до реле можно прикрепить провода к кромке корпуса авто.

Корпуса средней ценовой категории могут быть не совсем герметичны. Известны случаи, когда вода попадала внутрь, и диоды, естественно, перегорали.

Для предотвращения этого можно заполнить корпус герметиком. Оптимальные места установки ДХО — в углублениях бампера, недалеко от противотуманных фар если они есть или под верхнюю поперечину радиаторной решётки. Главное, чтоб расположение соответствовало нормативным требованиям. Вооружившись этими знаниями, можно приступать к монтажу.

Чтобы установить ДХО, потребуется произвести такие действия: Обнаружить монтажный блок предохранителей под капотом закрытая коробка справа.

Выбор комплекта ДХО

Монтировать реле на проводку бензонасоса, запитав через плюс от аккумулятора, и не забыв оснастить его предохранителем. Массу можно вывести на болтик в правой стенке корпуса. Прикрепить фонари к переднему бамперу при помощи шурупов, двухстороннего скотча или стяжек. Массу можно вывести на болтик в правой стенке корпуса. Прикрепить фонари к переднему бамперу, при помощи шурупов, двухстороннего скотча или стяжек.

Подвести к реле проводку ДХО.

Монтаж ДХО

Через резиновую заглушку на задней стенке отсека вывести провода, для того чтобы кнопка была в салоне. Теперь дневные фонари Рено Логан готовы к использованию.

Подсоединение к бензонасосу обеспечивает включение ДХО при старте зажигания. Выключать придется самостоятельно, при помощи кнопки.

Чтобы исключить необходимость нажатие кнопки каждый раз, когда нужно включить фары, можно подключить еще одно реле на проводку фар. Тогда выключение ДХО будет происходить автоматически при включении фар.

Тогда дневные ходовые огни будут работать только при одном условии: Для удобства использования, управление ходовыми фонарями Рено Логан можно вывести на ручной тормоз.

Таким образом, чтобы при поднятии ручки они выключались. Некоторые водители предпочитают именно этот способ. Существует способ подсоединения ходовых огней через монтажную панель предохранителей в салоне.

Для того чтобы установка ДХО прошла успешно, подготовьте материалы и инструменты. Откройте капот Рено и найдите монтажный блок реле.

Этот прибор находится с правой стороны, возле аккумуляторной батареи. Выполните подключение реле к цепи топливного насоса. После этого подайте на прибор 12 Вольт через предохранитель от положительной клеммы аккумулятора. Подключите на него массу.

Зачем устанавливают ходовые огни?

Использование дополнительной оптики в первую очередь решает проблему безопасности движения на автомобильных дорогах. Авто с включёнными фарами заметнее, что помогает водителям лучше ориентироваться в дорожной обстановке и избежать дорожно-транспортного происшествия.

Главное отличие ДХО от автомобильных фар – это использование светодиодов. Они долговечнее и экономнее. Конструктивно они выполняются по-разному. От 4 до 8 светодиодов размещают в прямоугольном или круглом корпусе. Ходовые огни любой формы легко инсталлировать на авто.

Просмотрев страницы автомобильных форумов, делаем вывод: дневные светодиодные фары эстетичнее, чем свет от ламп накаливания

Экономия топлива и другие выгоды, о которых говорят авторы в своих постах, настолько минимальны, что не стоит обращать на это внимание

Требования пассивной безопасности – европейский уровень

ДХО обрели популярность с появлением иномарок, оборудованных электронными контроллерами, компьютерами и диодными светоизлучателями. Автомобилям нового поколения ходовые огни придавали дополнительную представительность. Машины, оборудованные дополнительными световыми приборами пассивной безопасности, гораздо более заметны на дорогах, чем остальные. Рено Меган, предлагаемый российскими дилерами, поставляется без ДХО.

Существует несколько возможностей оборудовать Меган дополнительной световой сигнализацией:

  • установить ДХО в сервисном центре;
  • смонтировать их самостоятельно;
  • укомплектовать машину противотуманными фарами – их, в соответствии с ПДД, разрешено использовать в качестве ходовых.

Представляется наиболее функциональным комплексный вариант: оснастить Меган и противотуманными фарами и ДХО. Причина в том, что каждый осветительный элемент выполняет слишком разные функции и эксплуатируется в различных условиях. Если от противотуманок требуется высокая мощность, обеспечивающая дополнительную освещенность, то предупреждающие передние фары должны быть экономичными и автоматическими – своевременно включаться и выключаться. Самостоятельно встроить осветительные элементы в бампер просто – в нем есть соответствующие гнезда, а корпуса плафонов оборудованы держателями. Более сложная задача – обеспечить запуск ДХО вместе с началом движения. Включить их в электрическую цепь Мегана можно: для этой цели нужно использовать участок индикации контрольной лампы сигнала автономной работы АКБ.

Критерии установки ДХО

Основным и самым главным критерием остаётся расположение ДХО, высота от поверхности земли должна варьироваться от 250 до 1500 мм, внешние края от габарита автомобиля должны быть максимум 400 мм, а минимальное расстояние между огнями 600 мм.

Процесс установки ходовых огней будет рассмотрен по примеру с отсутствием контрольного блока. Согласно ГОСТу, ходовые огни не должны работать вместе с внешними световыми устройствами, поэтому для её принудительного выключение необходимо купить специальный тумблер или кнопку. При запуске двигателя они будут включаться автоматически. Место установки такой кнопки можно выбрать строго индивидуально, ссылаясь на личное удобство при использовании. Некоторые владельцы Логанов устанавливают её на место кнопки кондиционера.

Перед тем как подключать основные провода, необходимо изучить следующую схему:

Одна из самых простых схем для подключения ДХО.

Как можно убедиться, схема самая простая и никаких сложностей в установке быть не должно.

Вооружившись такими знаниями необходимо использовать следующие инструменты:

  1. Термоусадка
  2. Изолента
  3. Нож
  4. Провода
  5. Кнопка включения\выключения
  6. Блок с предохранителем
  7. Набор ходовых огней с проводкой.
  8. 4-х контактное реле

Проводим монтаж

  1. В первую очередь крепим элементы ДХО на места крепления и фиксируем их с помощью болтов. (Идеальное место на Рено Логан, в углублении бампера, под пластиковую решётку, недалеко от ПТФ.) О том, как снять решётку радиатора здесь.

Такое расположение ходовых огней на Рено Логан получается самым подходящим

  1. Выводим провода двух сторон от ДХО, предварительно разместив их в пластиковых защитных трубках к стороне аккумуляторной батареи.
  2. Проводим установку от собранной схемы, контакт реле 87 с питанием плюсового кабеля АКБ через держатель с предохранителем.
  3. Контакт 86 от реле и минусовой кабель, можно скрутить в один провод и запитать на массу к корпусу автомобиля.
  4. Выбранную кнопку включения ДХО, устанавливаем на заранее выбранное место в салоне и проводим через контакт 85 на реле, а с другого конца кнопки подаём питание 12 В от габаритных огней. Найти и врезать провод в питание габаритов очень просто. Он расположен у самой фары и как плавило имеет желтый цвет.
  5. После, следует проверить работоспособность всей схемы.

Обратите внимание

Провода в салон следует проводить через резиновую заглушку, после чего во избежание влаги её необходимо замазать герметиком.

Вырезав небольшое отверстие, провода легко войдут в салон

Все провода следует тщательно прикрепить к корпусу автомобиля с помощью пластиковых хомутов.

Альтернативные варианты подключения

Способов подключения ХДО на Рено Логан существует множество. Самый близкий вариант к вышеназванному, это возможность введения дополнительного реле к питанию ламп ближнего света. И уже при таком подключении ХДО при задействовании БС, будут автоматически отключаться.

Также существуют способы подключения ХДО с помощью ручного тормоза. Когда ручка поднята и автомобиль находится на стоянке, огни автоматически выключаются, а при начале движения включаются.

Для чего нужны ходовые огни

Установив на Логан ходовые дневные огни, вы сможете пользоваться такими преимуществами:

ДХО на Рено Логан

  • Безопасность. Дополнительная оптика обеспечивает водителю и пассажирам полную безопасность. Всё дело в том, что такую машину заметнее, и водители могут отлично ориентироваться на дороге. Благодаря этому возможность попасть в дорожно-транспортное происшествие сводится к минимуму;
  • Экономичность. Светодиоды, используемые в ходовых огнях, долговечнее и экономичнее;
  • Простота. Есть разные конструкции светодиодов. Как правило, от четырёх до восьми светодиодов размещается в круглом либо прямоугольном корпусе. Вне зависимости от формы ходовых огней их очень просто вмонтировать на Логан;
  • Дизайн. Дневные огни выглядят гораздо привлекательнее ламп накаливания. К тому же, при помощи этих приспособлений вы сможете придать своему Рено-привлекательный и уникальный вид.

Рекомендуемая литература по ремонту и обслуживанию Renault Logan:

RENAULT LOGAN бензин с 2005 г.в., рестайлинг 2010 г., руководство по ремонту Подробнее RENAULT LOGAN бензин с 2005 г.в., рестайлинг 2010 г., руководство по ремонту Подробнее RENAULT LOGAN – Электрооборудование Подробнее RENAULT LOGAN/RENAULT SANDERO бензин/дизель с 2004 г.в., руководство по ремонту Подробнее

Выбор ДХО набора

Решив самостоятельно монтировать ДХО в Логан Рено, нужно, прежде всего, определиться с последних типом. На рынке представлены различные варианты в ценовой разной категории. Варианты подороже, от Philips, к оснащаются, примеру блоком интеллектуального включения и выключения. такой Монтаж подсветки проще в техническом плане, но составит цена от 5000 до 6500 рублей.

Варианты в ценовой средней категории, Sho me, к примеру, интеллектуальным комплектуются не модулем. Разводку придется делать самостоятельно. варьируется Стоимость от 1400 до 2700 рублей за комплект. монтажа Для таких огней потребуются неплохие устройстве в знания электрики автомобиля. Также понадобится некоторые докупать детали, конкретнее – реле. В зависимости от способов и модели монтажа, понадобится от одного до двух Стоимость. реле каждого до 60 рублей.

Бюджетный вариант, до 1 рублей. тыс, представляют собой просто полоски с парой и диодами проводов. Выбор этого варианта – мера крайняя. Такие ДХО часто перегорают из-за качества низкого производства. Так что оптимальный средняя – вариант ценовая категория. Процесс монтажа такой именно системы будет рассмотрен ниже.

ценовой с Определившись категорией, можно начать выбирать фонарей конфигурации. Наиболее распространена рядная конфигурация Для. светодиодов Рено Логан в базовых комплектациях подойдут хорошо круглые ДХО с четырьмя диодами, квадратом расположенными. В базовых комплектациях не предусмотрены противотуманные места, но фары для их монтажа предусмотрены в бампере. ДХО Круглые хорошо туда станут.

Нюансы включения ходовых огней

Основные предписания, касающиеся установки, технических параметров и подключения ходовых огней, перечислены в пункте 6.19 ГОСТ Р 41.48-2004. В частности, электрическая функциональная схема ДХО должна быть собрана таким образом, чтобы ходовые огни автоматически включались при повороте ключа зажигания (запуске двигателя). При этом они должны автоматически отключаться, если произведено включение фар головного света.

Пункт 5.12 указанного стандарта гласит о том, что фары головного света (ФГС) должны включаться только после включения габаритов, за исключением подачи кратковременных предупредительных сигналов. При самостоятельном подключении ДХО эту особенность обязательно нужно учитывать.

Правильное подключение ДХО не ограничивается грамотно продуманной функциональной схемой. Самое время вспомнить о блоке стабилизации для светодиодов. В самих ходовых огнях роль ограничителя тока выполняют резисторы, однако, из-за перепадов напряжения, резисторы не могут ограничить ток на одном уровне.

Именно поэтому стабилизатор по напряжению в схеме подключения ходовых огней крайне необходим. Иначе срок эксплуатации светодиодных модулей ДХО значительно сокращается ввиду постоянных перепадов бортового напряжения. Некоторые автолюбители заявляют, что подключить ходовые огни можно и без стабилизатора.

Подключение и установка LED-драйвера – это лишняя трата времени, ведь ДХО на светодиодах месяцами исправно светят без какой-либо стабилизации…

Однако данное утверждение легко оспорить. Дело в том, что при каждом скачке напряжения на светодиодном модуле появляется более 12 В, прямой ток через светодиоды превышает номинальное значение, что ведёт к перегреву излучающего кристалла. Яркость светодиодов снижается, такие ДХО уже не смогут выполнять свою непосредственную задачу – издалека предупреждать водителей встречного транспорта, а со временем и вовсе начнут мерцать и выйдут из строя.

Использовать светодиодные ДХО без стабилизатора напряжения – значит выбрасывать каждый год, как минимум, несколько сотен рублей на новые модули и тратить время на их замену.

Для простоты понимания, нижеприведенные схемы показаны без использования стабилизатора.

Критерии установки дхо

Основным и самым главным критерием остаётся расположение ДХО, высота от поверхности земли должна варьироваться от 250 до 1500 мм, внешние края от габарита автомобиля должны быть максимум 400 мм, а минимальное расстояние между огнями 600 мм.

Если общие габариты автомобиля выходят из стандарта установки ДХО, то размер необходимо корректировать близко к идеальному.

Процесс установки ходовых огней будет рассмотрен по примеру с отсутствием контрольного блока. Согласно ГОСТу, ходовые огни не должны работать вместе с внешними световыми устройствами, поэтому для её принудительного выключение необходимо купить специальный тумблер или кнопку. При запуске двигателя они будут включаться автоматически.

Перед тем как подключать основные провода, необходимо изучить следующую схему:

Одна из самых простых схем для подключения ДХО.

Как можно убедиться, схема самая простая и никаких сложностей в установке быть не должно.

Вооружившись такими знаниями необходимо использовать следующие инструменты:

  1. Термоусадка
  2. Изолента
  3. Нож
  4. Провода
  5. Кнопка включениявыключения
  6. Блок с предохранителем
  7. Набор ходовых огней с проводкой.
  8. 4-х контактное реле

Схема подключения

Как я указывал выше, метод включения ДХО не регламентируется ПДД

Важно, чтобы они горели в нужное время в нужном месте и выключались при определенных условиях. Можно даже подключить их к аккумулятору Рено Логан безо всяких реле через предохранитель и обычный тумблер, выдерживающий ток ламп

Но такой вариант имеет массу недостатков:

с мощным десятиамперным тумблером на панели Рено Логан будет больше походить на продукцию местного тракторного завода

Слабенький же «родной» просто сгорит;
прежде чем тронуться, необходимо не забыть включить ходовые огни;
после включения дальнего/ближнего света нужно не забыть их отключить;
покидая автомобиль, важно не забыть выключить ходовые огни. В противном случае к утру АКБ будет полностью разряжена и, весьма вероятно, испорчена, поскольку глубокий разряд свинцовых батарей недопустим.

Как подключить ДХО правильно? Для управления фонарями дневных ходовых огней совсем необязательно использовать тумблер или любой другой выключатель  – все операции по включению/выключению ДХО В Рено Логан можно возложить на автоматику.

Для этого докупаем специальный электронный блок (реле) DRL ST, который обойдется в среднем в 400 рублей.

Электронный блок автоматического управления дневными ходовыми огнями для Рено Логан 1

Назначение выводов этого блока следующее:

Вход (3 провода)Выход (2 провода)
ЦветНазначениеЦветНазначение
красныйплюс питаниякрасныйплюс питания фонарей
черныйминус питания (кузов)черныйминус питания фонарей (кузов)
желтыйуправление

Теперь собираем схему. Соединяем фонари ДХО параллельно и подключаем к выходу блока (см. таблицу выше). Черный провод закрепляем под любой винт на кузове автомобиля (краска под винтом должна быть счищена).

Подключения минуса питания в Рено Логан 1

Провод управления подключаем к плюсовому проводу питания любого из габаритов. Питание блока берем с провода питания катушки зажигания (как вариант, с провода питания бензонасоса). Для этого очень удобно использовать специальную клипсу для безразрывного подключения – я отметил ее стрелкой.

Безразрывное подключение к проводу питания катушки зажигания Рено Логан 1

Реле, как видно из фото, комплектуется собственным предохранителем (проходной на красном проводе питания), а потому дополнительно в плане защиты от КЗ ничего делать не нужно.

Устанавливаем реле в любом удобном месте подкапотного пространства Рено Логана. Теперь ходовые огни будут загораться при включении зажигания (при подключении к питанию бензонасоса – после пуска двигателя) и выключаться при его отключении. Дополнительно ДХО погаснут, если будут включены габаритные огни либо ближний или дальний свет.

Как выключить дневные ходовые огни принудительно, к примеру, при стоянке с запущенным двигателем?  Для этого достаточно докупить и врезать в провод питания блока выключатель, который можно удобно разместить на месте, зарезервированном для кнопки управления кондиционером. Если блок DRL ST достать не удалось, можно обойтись обычным пятиконтактным электромагнитным реле, к примеру, от автомобиля ВАЗ.

Автомобильное пятиконтактное реле

Схема подключения такого реле к бортовой сети Рено Логан будет выглядеть следующим образом:

Схема автоматического управления ДХО на Рено Логан при помощи обычного реле

Как это работает? При повороте ключа напряжение поступает на катушку зажигания и на нормально замкнутые контакты реле. Ходовые огни горят. Если включить габариты, напряжение с них поступит на обмотку реле, и оно сработает – ходовые фары погаснут. При выключении зажигания напряжение питания исчезает, и фонари тоже гаснут.

Советы по Все

  • монтажу провода лучше изолировать двойным изоленты слоем. Под капотом большие температуры, штатная поэтому изоляция может оплавиться. К тому же слой дополнительный предохранит от случайного попадания воды.
  • большей Для надежности проводку лучше закреплять всех во стяжками возможных местах. К примеру, от левого дневной фонаря подсветки до реле можно прикрепить кромке к провода корпуса авто.
  • Корпуса фонарей средней подсветки ценовой категории могут быть не герметичны совсем. Известны случаи, когда вода внутрь попадала и диоды, естественно, перегорали. Для такой предотвращения возможности можно заполнить корпус это, но герметиком не обязательно.
  • Оптимальные места установки углублениях – в ДХО бампера, недалеко от противотуманных фар, (они если есть) или под верхнюю радиаторной поперечину решетки. Главное, чтоб расположение нормативным соответствовало требованиям.

Вооружившись этими знаниями, приступать можно к монтажу. Для этого понадобятся: изоляция усаживающаяся, скотч, реле, кнопка вкл/предохранитель, выкл на проводе и, собственно, набор ходовых Чтобы. фонарей установить ДХО, потребуется произвести действия такие:

  1. Обнаружить монтажный блок предохранителей капотом под (закрытая коробка справа).
  2. Монтировать проводку на реле бензонасоса, запитав через плюс от забыв (не аккумулятора оснастить его предохранителем).
  3. Массу вывести можно на болтик в правой стенке корпуса.
  4. фонари Прикрепить к переднему бамперу, при помощи двухстороннего, шурупов скотча или стяжек.
  5. Подвести к проводку реле ДХО.
  6. Через резиновую заглушку на стенке задней отсека вывести провода, для чтобы того кнопка была в салоне.
  7. Подключить Теперь.

кнопку дневные фонари Рено Логан использованию к готовы. Подсоединение к бензонасосу обеспечивает включение при ДХО старте зажигания. Выключать придется при, самостоятельно помощи кнопки. Чтобы исключить нажатие необходимость кнопки каждый раз, когда включить нужно фары, можно подключить еще реле одно на проводку фар. Тогда выключение будет ДХО происходить автоматически при включении Альтернативные.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации