Андрей Смирнов
Время чтения: ~14 мин.
Просмотров: 0

Нормы освещения в жилом помещении: как правильно рассчитать

Индекс цветопередачи

Ещё один важный критерий, характеризующий продуманное освещение — индекс цветопередачи. Простыми словами, он показывает, насколько корректно человек воспринимает цвета при искусственном освещении. За «эталонное» значение принимается восприятие при работе обычных ламп накаливания (максимум принят за 100), и чем больше цветопередача лампы стремится к этим 100 %, тем более высоким считается её индекс.
Понятно, что в офисах предприятий, которые выдают яркую «картинку» (полиграфия, издательство, дизайн и т.п.) он должен быть максимально возможным. В России даже предусмотрена градация: индекс 90 – считается отличным, разбег 80-70 – очень хорошим и хорошим, 60-40 удовлетворительным и приемлемым, всё, что ниже 40 – плохо. Для условий среднестатистического офиса идеальный показатель – 80.

Правила расположения светильников над столом

Чтобы оптимально решить задачу освещения обеденного пространства, важно правильно расположить подвесные люстры над столом на кухне. Сделать это можно, если четко представлять себе гигиенические требования к качеству освещения и знать правила адаптации этих требований к особенностям помещения

В первую очередь, важно правильно подобрать высоту для размещения люстры. Если источник света расположен слишком высоко, свет будет рассеиваться слишком большим пятном, и освещение может оказаться недостаточно эффективным

А если расположить люстру слишком низко, свет будет слепить глаза сидящим за столом и мешать обедать.

Осложняется вопрос подбора оптимальной высоты тем, что потолки в квартирах находятся на разном уровне. Обычно дизайнеры рекомендуют соблюдать определенное расстояние от поверхности стола и от пола. Вот стандартные размеры:

  • для стандартной высоты потолков: 75 см от крышки стола или 150 см от пола;
  • для кухонных помещений с низкими потолками расстояние берется таким же либо увеличивается на 5-10 см;
  • для зданий с высокими потолками светильник над столом в кухне вешается на расстоянии 80 см от верхней плоскости столешницы. От пола в 160 см.

Типичная ошибка в организации кухонного интерьера – размещение стола в стороне от люстры. Это может быть следствием ошибки при составлении проекта, результатом небрежной установки электроприборов строителями либо поздних изменений в дизайне помещения (например, замены части мебели). Как правило, такие интерьеры оставляют неприятное впечатление. Да и пользоваться столом в этом случае зачастую неудобно.

Проще не допускать возникновения этой проблемы, внимательно относясь к составлению проекта и подбору мебели, чем пытаться исправить дело впоследствии. Однако иногда у стола просто нет определенного места, где будет находиться центр. Так бывает при использовании раздвижного стола, когда при раскладывании столешницы центр смещается от точки, в которой он находится при сложенном состоянии.

Для решения проблемы оптимально подойдут осветительные приборы, установленные подвижно (на треке). Поставив стол под треком, при необходимости можно скорректировать положение люстры. Другое решение – рассчитать положение стола и люстры так, чтобы она находилась над центральной точкой столешницы, как в сложенном, так и в развернутом положении. Для кухонь с  маленькой площадью это чаще всего единственный вариант.

Особенности люстр

Кроме правильного размещения осветительных приборов, важно внимательно отнестись к выбору светильников для организации освещения над кухонным столом. Важны такие параметры, как форма и геометрические размеры светильника, материалы, использованные для его изготовления, тип и прозрачность абажура

Размеры люстры задаются двумя параметрами: общий размер кухни и величина столешницы. Абажур не должен выдаваться за пределы стола ни по длине, ни по ширине. Относительно общей площади помещений действует правило: чем меньше площадь кухни, тем компактнее должна быть люстра.

Выбор материалов стоит делать, исходя из особенностей кухонного помещения. Здесь часто бывает влажно, происходят ощутимые перемены температуры, в воздух могут попадать капли масла и другие загрязнители. Лучше всего себя в таких условиях чувствуют инертные материалы: стекло, пластмассы. С натуральными материалами несколько хуже: дерево от высокой влажности может покоробиться, металл – начать ржаветь и окисляться.

Абажур люстры на кухне также должен соответствовать требованиям гигиеничности. К примеру, тканевые абажуры выглядят красиво, но в большинстве случаев выбирать их для такого помещения неразумно. Ткань быстро потеряет вид из-за пыли и жировых загрязнений, а чистить ее гораздо сложнее, чем стекло или пластик.

Виды светильников

Действующие нормы для жилых помещений и зданий основаны на СанПиНах, СНиПах и прочих документах, регламентирующих мощность и уровень светового потока для всех объектов гражданского и промышленного строительства. Это общие положения, проектные нормы, правила расчетов и размещения источников света, их мощности и других параметров. Но следует помнить, что многое зависит от типа лампы и особенностей отделки жилого помещения.

Нормы освещенности для различных помещений по СНиПам

Лампы накаливания являются самым простым и популярным вариантом, они недорогие, обеспечивают приятный желтый свет, но отличаются большим расходом электроэнергии и низким КПД на уровне всего 5%. Стандартным вариантом для дома являются модели на 60-100 Вт, которые рекомендуется использовать в местах частого включения-выключения. Обычно это прихожие и санузлы, кухни, лестничные площадки.

Галогенные источники света имеют больший КПД – примерно на уровне 15%, при этом для дома лучше использовать модели с мощностью примерно 30 Вт. Размер подобных изделий небольшой, часто они имеют необычную, очень привлекательную форму, что позволяет использовать их в качестве декоративно-осветительных элементов для гостиных и спален, освещения холлов.

Люминесцентные приборы являются энергосберегающими, но при включении они излучают свет не только в видимом, но и ультрафиолетовом спектре, что не всегда полезно для глаз и общего самочувствия. Поэтому использовать их лучше для верхнего основного освещения в прихожих, гостиных или холлах. Нельзя забывать и о том, что подобные лампочки разделяются на излучающие холодный, нейтральный или теплый свет. Для освещения комнат рекомендуются модели теплого спектра не больше, чем на 20 Вт, что соответствует 100 Вт обычной лампы накаливания.

LED светильники являются наиболее экономными и безопасными для зрения и общего самочувствия. Они отличаются длительными эксплуатационными сроками, но стоимость их одна их самых высоких. При выборе лучше всего приобретать модели с мощностью до 1000 Лм, что соответствует 75 Вт ламп накаливания. При этом энергопотребление такого прибора составляет всего 10 Вт. Преимуществом светодиодных систем является то, что их можно использовать для освещения любого жилого помещения, включая детские комнаты и спальни.

Светодиодное освещение квартиры считается наиболее экономичным

3.1. Общие требования

3.1.1.
Искусственное освещение подразделяется на рабочее и аварийное.

3.1.2.
Искусственное освещение помещений подразделяется на общее и комбинированное.

3.1.3. Рабочее
освещение следует предусматривать для всех помещений зданий, а также участков
открытых пространств, предназначенных для работы, прохода людей и движения
транспорта.

Постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 15 марта 2010 г. N 20 пункт 3.1.4
настоящих СанПиН изложен в новой редакции

3.1.4.
Нормативное значение освещенности в настоящих нормах установлены в точках ее
минимального значения на рабочей поверхности внутри помещений.

Постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 15 марта 2010 г. N 20 пункт 3.1.5
настоящих СанПиН изложен в новой редакции

3.1.5. Для общего и местного искусственного
освещения следует использовать источники света с цветовой коррелированной
температурой от 2400°К до 6800°К.

Интенсивность
ультрафиолетового излучения в диапазоне длин волн 320-400 нм не должна
превышать 0,03 Вт/м2; наличие в спектре излучения длин волн менее
320 нм не допускается.

Световые
приборы для общего и местного освещения, предназначенные к эксплуатации со
светодиодами, должны иметь защитный угол, исключающий попадание в поле зрения
прямого излучения.

Осветительные
установки, независимо от используемых источников света и световых приборов,
должны обеспечивать нормативные требования к общему искусственному освещению,
изложенные в таблицах 1 и 2.

В учреждениях
дошкольного, школьного и профессионально-технического образования, а также в
основных функциональных помещениях лечебно-профилактических учреждений следует
применять разрядные лампы и лампы накаливания.

3.1.6.
Нормированные значения освещенности в люксах, отличающихся на одну ступень,
следует принимать по шкале: 0,2; 0,3; 0,5; 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 10; 15; 20; 30;
50; 75; 100; 150; 200; 300; 400; 500; 600; 750; 1 000; 1 250; 1 500; 2 000; 2
500; 3 000; 3 500; 4 000; 4 500; 5 000.

Постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 15 марта 2010 г. N 20 пункт 3.1.7
настоящих СанПиН изложен в новой редакции

3.1.7. Нормы
освещенности, приведенные в таблицах 1 и 2, допускается снижать на одну ступень
по шкале освещенности, при использовании источников света улучшенной
цветопередачи с индексом цветопередачи Ra³ 90% и условии
сохранения норм по коэффициенту пульсации.

3.1.8.
Показатель дискомфорта не должен превышать нормативных значений, приведенных в и , в расчетной точке,
расположенной на центральной оси стены помещения, перпендикулярной линии
светильников, на высоте 1,5 м от пола.

Показатель
дискомфорта не регламентируется для помещений, длина которых не превышает
двойной высоты установки светильников над полом.

Постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 15 марта 2010 г. N 20 раздел 3.1 главы 3
настоящих СанПиН дополнен пунктом 3.1.9

3.1.9. Замена ламп накаливания на новые источники
света (компактные люминесцентные лампы, светодиоды) в эксплуатируемых
осветительных установках допускается при соблюдении нормативных требований
(таблицы 1 и 2) к общему искусственному освещению.

Освещение кухонного обеденного стола

При наличии хорошего общего освещения, обеденный стол на кухне может обходиться и без освещения. Часто так и поступают — сосредоточив на потолке в этом месте большее количество лампочек.

Островок уединения

Общее освещение — это замечательно, но иногда хочется более уютной обстановки. Так хорош, порой, посидеть за столом кругу света, когда вокруг тьма или полутьма… Для создания такой атмосферы, в районе стола закрепляют светильники. Это могут быть настенные бра или светильник/люстра на длинном проводе, свисающая с потолка.

Бра для освещения столовой зоны в кухне

Если стол стоит возле стены, осветить его можно повесив бра. Чтобы поверхность стола была освещена равномерно, желательно чтобы они были с длинными «шеями» или можно было изменять направление светового потока.

Можно использовать бра

Высота установки бра — 60-80 см надо уровнем столешницы. Источник света не должен мешать, но давать остаточное количество света. По стилю он должен быть в одном ключе с интерьером и остальными светильниками. Цвет — или нейтральный, или в тон тем что применяются в гарнитуре, интерьере.

Лампы на длинном шнуре

Лучше всего стол оказывается освещенным, если над ним повесить лампу (или несколько) спускающуюся на длинном шнуре с потолка. Высота расположения над столешницей — 65-85 см. В таком случае она не мешает, дает достаточно света.

Подход к выбору формы и цвета плафона аналогичен — он должен быть созвучен общему стилю оформления. При наличии лампы над столом очень даже возможно.

При высоких потолках можно опустить на шнурах

Иногда можно увидеть длинную люстру, расположенную как раз над столом. В этом случае общее освещение реализовано при помощи точечных светильников нейтрального дизайна. Также в одной кухне могут быть быть две люстры разной формы — одна общего освещения, вторая — над столом. Естественно, они должны быть  одного стиля. Такой вариант пригоден для просторных кухонь и кухонь-столовых. В небольшом помещении две люстры — явный перебор.

Особенности освещения совмещенных комнат

В помещении кухни-студии размещается две-три и более логических зон, каждую из которых подсвечивают индивидуально, не забывая о сохранении единой интерьерной стилистики, выбранной изначально. Когда четкой разделительной полосы (предмета мебели, ширмы, подиума, выделения цветом и др.) на границе между кухней и гостиной не намечается, ее также создают при помощи света либо его отсутствия.

    

Кухня-гостиная

Оригинальный светодизайн кухни, совмещенной с гостиной, за небольшим исключением, желательно продумывать, организовывать заранее – еще до того, как в помещении будет нанесено «чистовое» покрытие, расставлена мебель. Проводка для основных приборов делается полностью скрытой – лишь в некоторых интерьерных стилистиках приветствуется наличие большого количества проводов на самых видных местах.

Кухонно-гостиное пространство предполагает, что в помещении разместится место для отдыха, сна. Такая зона освещается при помощи торшера, настенного бра, лампы на прищепке. В зонах, относящихся к кухне и принадлежащих к гостиной, базовый свет делается по отдельности.

    

Кухня-столовая

Совмещенная столовая-кухня – менее широкое понятие, чем гостиная-кухня, так как здесь имеются только просторные места для готовки пищи, ее употребления. Реже – столовая зона, в числе прочих функций, предназначается для приема гостей, их сна, если других подходящих зон в квартире не предусмотрено. Потому свет здесь регулируется по яркости, кухонная зона также выделяется уровнем освещенности.

В пространстве столовой размещается стол, а высота светильника над ним легко меняется легким движением руки – вверх-вниз или переключается при помощи пульта. Как вариант – высокий торшер с изогнутой ножкой размещают сбоку небольшого столика либо монтируется «плавающее» освещение на специальных шинах.

    

Освещение маленькой кухни

Тесным пространствам, особенно размещаемым в эркере (что особенно актуально для миниатюрных квартирок-студий), не требуется большого количества мощных ламп – такое освещение будет чрезмерно ярким. Объемные светильники, зачастую расположенные на многоуровневом потолке, также неуместны – они загромождают и без того небольшую территорию. Идеальный вариант для маленькой комнатки – встроенные в потолок ЛЕД-лампы, миниатюрные бра на стенах, приборы на спотах. Для максимального расширения пространства используют рассеянный свет, подсветку каждого уголка и шкафчика, чтобы «поднять» низкий потолок, часть ламп направляют вверх. Когда же потолок чрезмерно высок, крупная, фактурная люстра подвешивается на длинный шнурок.

    

Единицы измерений и таблица ламп

В качестве основного показателя для измерения количества света в помещении используется физическое понятие освещённости. Единица измерения освещенности светового потока — люкс. 1 люкс равен световому потоку мощностью 1 люмен, который падает на 1 квадратный метр площади. Разные лампы генерируют различное количество освещенности; в таблице ниже вы можете узнать, какое количество люкс генерируют различные лампы:

Мощность стандартной лампы накаливанияМощность люминесцентной лампыМощность светодиодной лампыСветовой поток, который генерирует лампа
20 Вт5 — 7 Вт2 — 3 Втприблизительно 250 лк.
40 Вт10 — 13 Вт4 — 5 Втприблизительно 400 лк.
60 Вт15 — 16 Вт8 — 10 Втприблизительно 700 лк.
75 Вт18 — 20 Вт10 — 12 Втприблизительно 900 лк.
100 Вт25 — 30 Вт12 — 15 Втприблизительно 1200 лк.
150 Вт40 — 50 Вт18 — 20 Втприблизительно 1800 лк.
200 Вт60 — 80 Вт25 — 30 Втприблизительно 2500 лк.

Способы автоматической оптимизации освещения в жилых помещениях

Несмотря на то, что теоретически всеми этими способами можно воспользоваться без помощи профессионалов, они не являются такими уж простыми. Крайне велика вероятность ошибиться и создать недостаточно или слишком яркое освещение.

Проще и качественнее оптимизировать освещение автоматически с помощью датчиков освещенности. Эти устройства определяют текущий уровень освещенности и, если он ниже заданного порога, включают светильники.

Еще один способ организовать равномерное освещение в комнате – использовать комбинированные диммирующие датчики присутствия и диммируемые светильники. Подойдет, например, датчик PD4-M-2C-DUO.

Благодаря двум подвижным сенсорам освещенности эта модель позволяет измерять освещенность в конкретном месте, например, у окна. За счет этого у диммируемых светильников настраивается разная яркость – и каждая зона получает достаточное количество искусственного света.

При этом вы не тратите лишнюю электроэнергию, а соответственно, и деньги.

Создать равномерное освещение в доме в соответствии с заданными нормами вам помогут специалисты компании B.E.G. Обратитесь к нам, чтобы получить бесплатную консультацию профессионалов.

Не забывайте подписываться на наш блог и читать интересные статьи об автоматизации освещения.

Расположение освещения в зале

После того как произведен расчет необходимого уровня освещенности торгового помещения, необходимого определить, как лучше расположить освещение в зале. Главный принцип создания световой композиции заключается в постепенном наращивании освещения к периметру и создании там выделенных световых зон. Это значит в том числе и то, что на всей площади торгового участка не должно быть затемненных зон. Только так можно создать направленное и равномерное движение покупателей. Интенсивность освещения достигается при помощи световых карнизов или использования оборудования со встроенной подсветкой, локальной подсветки отдельных участков, а также световых панно и указателей. Торговый зал, в котором освещение нарастает к задней стенке, покупатели воспринимают как укороченный, который можно легко и просто обойти. Свет манит покупателей к задней стенке. Особенно важна правильная схема световой композиции в крупных магазинах и в торговых залах, вытянутых вглубь.

Для того чтобы выделить собственный магазин в торговом центре необходимо учесть влияние соседей. Более ярко освещенный, использующий световые акценты магазин будет иметь явное преимущество, выделяться из череды торговых точек и заставлять посетителя торгового центра остановиться и зайти внутрь. Например, в одном торговом центре рядом находятся два магазина с одеждой. Один освещен мягким светом. Он прекрасно смотрелся бы, если рядом не находилась такая же торговая точка, но с более ярким освещением. В результате, первый магазин проигрывал уже с входа в него. Весь выставляемый товар казался блеклым и потускневшим. Такое восприятие у покупателей происходило на бессознательном уровне благодаря освещенности помещения. 

Покупатель не любит затененных участков и темных углов и старается избегать их. Ведь при затемнении прилавка у клиента возникает мысль о том, что магазин пытается продать некачественный товар

Сильная, густая тень может привлечь внимание так же, как и световое пятно, – только к себе, а не к товару, который будет невозможно разглядеть. Поэтому освещение должно располагаться равномерно, для того чтобы создавать широту возможности выбора

Единственный случай, когда можно играть с перепадами освещения – это свет в модном бутике. Зона яркого света олицетворяет собой активную самодемонстрацию и поиск партнера, а участок с приглушенным светом – последующее уединение с партнером. Но даже в таком случае, при создании магазина необходимо быть уверенным в квалификации дизайнера-светотехника, который не нанесет ущерб бизнесу.

В магазинах самообслуживания, особенно в крупных, часто применяются модульные подвесные системы с люминесцентными лампами.

Замечено, что для покупателя является дискомфортной та среда, в которой освещение зоны продажи товара распределено неравномерно или какой-либо источник света оказывает слепящее действие. Такое возможно при размещении подсветки сзади или сбоку товара. К тому же слишком высокая яркость отвлекает от товара, и покупатель испытывает раздражение. Низко расположенные осветительные приборы и подсветка торгового оборудования тоже могут создать эффект ослепимости. Это происходит в тех случаях, когда угол между источником света и уровнем глаз меньше 30°.

Если в торговом зале освещение сделать неравномерным, то покупатели будут двигаться по светлым зонам и максимально избегать затемненные

Поэтому по периметру помещения всегда необходимо устанавливать наиболее освещённые объекты, которые будут привлекать внимание покупателей

Иногда, для того, чтобы создать сложный и извилистый маршрут движения клиентов создается освещение, которое подчеркивает особенности панировки. Так, потолочные светильники могут располагаться над проходами, образовывая «карту» помещения. Но в любом случае, основной акцент должен сосредотачиваться на товарах. Самый значимый свет должен совпадать с наиболее интересным для магазина товаром. Существенное световое акцентирование в интерьере возникает в тех случаях, когда освещенность в месте акцента в три раза превышает общую освещенность.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации