Андрей Смирнов
Время чтения: ~8 мин.
Просмотров: 0

Какие существуют нормы освещенности на территориях дворов

Получение технических условий в МосСвете

На территории столицы ТУ можно получить через ГУП “МосСвет”, созданное в соответствии с Распоряжением Правительства Москвы.ТУ выдаются по заявке собственника или иного законного владельца объекта. Подать заявку можно непосредственно в офис МосСвета, либо через сайт этой организации. Срок действия технических условий составляет от 2 до 5 лет (в зависимости от типа объекта и особенностей подключения).

Технические условия можно использовать только для того объекта, на который они выданы. Более того, за нарушение предписаний, указанных в ТУ, собственника или эксплуатирующую организацию привлекут к административной ответственности, могут принудительно отключить от сетей энергоснабжения.

Расчет наружного освещения – требования

Для того чтобы избавить вас от долгого и увлекательного чтение нормативных документов приведу основные требования ниже в виде таблицы.

Освещение улиц, дорог и площадей.
Освещаемые объектыСредняя освещенность Еср, лк
не менее
Распределение освещенности Емин / Еср
не менее
А1 класс. Автомагистрали, федеральные и транзитные трассы, основные магистрали города (за пределами центра города)
– с пропускной способностью более 10 000 ед/ч
300,35
А2 класс. Прочие федеральные дороги и основные улицы (за пределами центра города)
– с пропускной способностью 7 000 – 9 000 ед/ч
200,35
А3 класс. Центральные магистрали, связующие улицы с выходом на магистрали А1(в центре города)
– с пропускной способностью 4 000 – 7 000 ед/ч
200,35
А4 класс. Основные исторические проезды центра, внутренние связи центра (в центре города)
– с пропускной способностью 3 000 – 5 000 ед/ч
200,35
Б1 класс. Основные дороги и улицы города районного значения (за пределами центра города)
– с пропускной способностью 3 000 – 5 000 ед/ч
200,35
Б2 класс. Основные дороги и улицы города районного значения (в центре города)
– с пропускной способностью 2 000 – 5 000 ед/ч
150,35
В1 класс . Транспортные и пешеходные связи в пределах жилых районов и выход на магистрали, кроме улиц с непрерывным движением (жилая застройка за пределами центра города)
– с пропускной способностью 1 500 – 3 000 ед/ч
150,25
В2 класс. Транспортные и пешеходные связи в жилых микрорайонах и выход на магистрали (жилая застройка в центре города)
– с пропускной способностью 1 500 – 3 000 ед/ч
100,25
В3 класс . Транспортные связи в пределах производственных и коммунально-складских зон (в городских промышленных, коммунальных и складских зонах)
– с пропускной способностью 500 – 2 000 ед/ч
60,25
Обособленный трамвайный путь10
Главные улицы, площади общественных и торговых центров10
Основные улицы жилой застройки6
Второстепенные (переулки) улицы жилой застройки4
Поселковые дороги, проезды на территории садовых товариществ и дачных кооперативов2
Освещение пешеходных пространств.
Освещаемые объектыСредняя освещенность Еср, лк
не менее
Распределение освещенности Емин / Еср
не менее
Площадки перед входами культурно-массовых, спортивных, развлекательных и торговых объектов, спортивных, развлекательных и торговых объектов200,30
Главные пешеходные улицы исторической части города и основных общественных центров административных округов, непроезжие и пред заводские площади, площадки посадочные, детские и отдыха100,30
Пешеходные улицы, главные и вспомогательные входы парков, санаториев, выставок и стадионов60,20
Тротуары отделенные от проезжей части дорог и улиц, основные проезды микрорайонов, подъезды, проходы и центральные аллеи детских, учебных и лечебно-оздоровительных учреждений40,20
Второстепенные проезды на территориях микрорайонов, хозяйственные площадки на территориях микрорайонов, боковые аллеи и вспомогательные входы общегородских парков и центральные аллеи парков административных округов20,10
Боковые аллеи и вспомогательные входы парков административных округов10,10
Освещение подземных и надземных пешеходных переходов.
Освещаемые объектыСредняя освещенность Еср, лк
не менее
Распределение освещенности Емин / Еср
не менее
Проходы надземных пешеходных переходов с прозрачными стенами и потолком или застекленными стеновыми проемами750,30
Лестничные сходы, съезды и смотровые площадки надземных пешеходных переходов с прозрачными стенами и потолком или застекленными стеновыми проемами500,30
Лестницы и пандусы подземных пешеходных переходов и тоннелей450,30
Открытые пешеходные мостики100,30
Освещение автозаправочных станций, подъездов к ним и мест стоянок и хранения автотранспорта.
Освещаемые объектыСредняя освещенность Еср, лк
не менее
Подъездные пути с дорог категории А и Б15
Подъездные пути с дорог категории В10
Места заправки и слива нефтепродуктов20
Остальная территория, имеющая проезжую часть10
Открытые стоянки на улицах всех категорий, а также платные вне улиц, открытые стоянки в микрорайонах проезды между рядами гаражей боксового типа6

Особенности фотореле для уличного освещения

Производители позаботились о том, чтобы все устройства были снабжены приборами памяти. Иными словами, можно запрограммировать фотореле.

Так, в летнее время необходимость освещения улицы возникает гораздо позже, чем в зимнее время. Поэтому такая функция была внедрена разработчиками.

Кстати, практически все реле можно настраивать и вручную. Такая необходимость может возникать в непредвиденных ситуациях или при проведении профилактики. Новое оборудование в обязательном порядке оснащается таймером. Он следит за своевременным включением/отключением аппарата.

Существует несколько типов фотореле. Выбор определенного из них зависит от области применения устройства.

Так, стоит различать:

  • Устройство с фотоэлементом, установленным внутри корпуса. Такой тип реле предназначен для срабатывания освещения в автоматическом режиме. Корпус подобного аппарата прозрачен;
  • Прибор, содержащий фотоэлемент и таймер внутри корпуса. Устройство предназначается для регулирования системы освещения в режиме автомат. Таймер играет ключевую роль в управлении периодом освещения. При этом таймеры могут быть дневные, недельные или годовые;
  • Оборудование с возможностью регулировать порог срабатывания. Работа данного вида фотореле идентичная предыдущим двум. Но, ко всему прочему прибор начнет работать даже при малейшем затемнении, если провести предварительную наладку таким образом;
  • Фотореле с фотоэлементом, который можно выносить за пределы корпуса. Оборудование предоставляет возможность установить фотоэлемент на расстоянии до 150 м. от самого реле. А прибор устанавливается в электрощитовую. Поэтому фотореле неприступно для внешних агрессивных факторов.

Опоры уличного освещения – один из ключевых элементов оснащения для увеличения видимости на улице в ночное время. Они могут исполняться из различных материалов. Наиболее популярны металл, бетон и дерево.

Осветительные столбы могут быть различной высоты. Именно от этого параметра и еще мощности светильников чаще всего зависит дальность их установки.

Управление наружным освещением

     В городах,как правило, наружным освещением управляют централизовано из диспетчерского пункта. Рекомендации по организации управления наружным освещением содержатся в п.п. 6.5.1…6.5.9; 6.5.19…6.5.29 ПУЭ, издание 7, п.п. 7.43, 7.44 СП 52.13330.2011 и п.п. 3.21…3.35 СН 541-82.

     Включение и выключение наружного освещения осуществляется по заранее установленному расписанию. Ориентировочно включение производят при уменьшении естественной освещенности до 20 лк и отключение при увеличении освещенности до 10 лк.

     В настоящее время внедряются методы управления освещением с использованием радиосигналов. Особенно это актуально для сельских поселений, состоящих из нескольких удаленных друг от друга небольших сел.

     При проектировании наружного освещения обособленных объектов могут также предусматриваться программируемые контроллеры, в программу которых закладывают расписание включения и выключения освещения на год. Такой контроллер может быть установлен непосредственно в ШУНО.

     Иногда такие контроллеры используют для отключения части светильников, установленных на опоре. Например, установленный на опоре прожектор (или группа прожекторов), подключенный к сети наружного освещения, освещает находящийся рядом памятник. Но в час ночи прожектора планируют отключать, так как в это время людей на улице мало. Контроллер может выполнить эти функции.

Освещение умнеет

Как улучшить этот показатель?

Дмитрий Пантюшин: Значительно повысить энергоэффективность способны светодиодные источники света. Например, LED-светильники потребляют до 50 процентов меньше электроэнергии и обладают большим сроком службы. Максимальной энергоэффективности (до 80 процентов) и управляемости позволяют добиться светодиодные светильники, объединенные в интегрированные, «умные» системы освещения. Приборы, участвующие в системе, оснащаются модулями Wi-Fi, датчиками движения, освещенности, внешних погодных условий. Все светоточки интегрированы в сеть, которая контролируется удаленно с помощью веб-приложений. Благодаря этому возможно дополнительное сокращение издержек за счет своевременного постобслуживания.

Кто платит за наружное освещение в городах?

Дмитрий Пантюшин: Наружное освещение относится к вопросам местного значения. Содержание и эксплуатация объектов наружного освещения улиц и дорог возмещают из бюджетных средств. Свет во дворах и внутриквартальных проездах также находится в ведении муниципалитета, однако некоторые власти перекладывают эти платежи на управляющие компании (УК) или товарищества собственников жилья (ТСЖ).

Расходы на придомовое освещение (подъездов и фасадов) ложатся на УК или ТСЖ, то есть фактически на собственников жилья. Сейчас на освещение подъездов уходит около 5-10 процентов электроэнергии, потребляемой зданием. Расходы на содержание ламп учитываются в платежах населения.

По строительным нормам в подземных переходах может не работать до 10 процентов светильников, во дворах и на улицах — до пяти процентов

Кто решает, сколько фонарей нужно установить на конкретной улице города и какие лампы использовать, когда включать и выключать свет?

Дмитрий Пантюшин: Решение принимают генеральные подрядчики по проекту и плану, утвержденному властями

Определяя, какое количество светильников необходимо установить на определенной улице, принимают во внимание несколько документов: ГОСТ о наружном утилитарном освещении и об автомобильных дорогах и улицах, строительные нормы и правила (СНиП 2.07.01-89 и 23-05-95). Так, принимают во внимание следующие факторы: тип населенного пункта, его географическое расположение, категория дорог и улиц, тип и яркость дорожного покрытия, интенсивность движения

Дополнительное обслуживание средств уличного освещения следует проводить в случае нарушения рекомендуемых норм освещенности (светильники выходят из строя, перестают светить или светят тускло). Время работы светильников регулируется муниципальными службами, которые утверждают график включения и выключения наружного освещения.

Светодиод экономит бюджет

Сколько денег Россия тратит на наружное освещение в целом и на освещение фонарями?

Дмитрий Пантюшин: На освещение в России ежегодно тратится более ста миллиардов киловатт-часов, или 12 процентов всего потребления электроэнергии, из них уличное освещение расходует приблизительно 4,5 миллиарда киловатт-часов.

Сколько можно сэкономить, отказавшись от старых ламп?

Дмитрий Пантюшин: С помощью энергоэффективных светодиодных технологий можно сократить этот показатель примерно наполовину. Еще около 20 процентов можно сэкономить, установив в муниципалитетах современные автоматизированные системы управления наружным светом. Экономия достигается за счет снижения мощности освещения в ночное время при снижении транспортного потока, что допускается ГОСТом, а также за счет более гибкого графика включения и выключения осветительных приборов.

Даже простая установка датчиков движения в подъезде многоквартирного дома даст экономию 90 процентов.

Инфографика: «РГ»/Александр Смирнов/Александра Воздвиженская

Выводы

Проект освещения здания разрабатывается для установки новой системы, модернизации и замены существующего осветительного оборудования. Заказать проектирование можно на любой тип объектов в городской черте или за пределами населенных пунктов. В Москве для подготовки проекта освещения нужно получить технические условия и согласование в ГУП “МосСвет”.

Обращайтесь в компанию Смарт Вэй, если вам необходимо заказать проект освещения жилого, общественного или производственного здания. Мы предложим выгодные условия сотрудничества, а по всем возникшим вопросам проконсультируем бесплатно!

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации